Поддержать украинских военных и людей, пострадавших из-за войны

Велоспорт
| Обновлено 01 мая 2023, 08:00
2420
0

Погачару нет равных, ренессанс Кэвендиша. Итоги первой недели Тур де Франс

Sport.ua подводит итоги первой недели Тур де Франс-2021

| Обновлено 01 мая 2023, 08:00
2420
0
Погачару нет равных, ренессанс Кэвендиша. Итоги первой недели Тур де Франс

Завершилась первая неделя Тур де Франс-2021, которая подарила максимально противоречивые впечатления. С одной стороны, каждый из девяти этапов первой недели был максимально зрелищным и насыщенным, что позволяет назвать этот отрезок, возможно, лучшей первой неделей Гран туров в 21-м веке. С другой стороны – первая неделя запустила целую цепь событий, которые практически убили интригу в общем зачете. И теперь непонятно, за счет чего нынешний Тур может дарить столь же яркие эмоции и зрелище в следующие две недели. Так или иначе, поговорить есть о чем.

Победа уже почти в кармане Погачара

Этого Тур де Франс в мире велоспорта все ждали с нетерпением и предвкушением грандиозной битвы: вторая серия противостояния между Тадеем Погачаром и Приможем Рогличем, и дрим-тим «Ineos» с четырьмя капитанами, который должен был потревожить словенский дуэт. И на фоне этого мало кто обращал внимание на тот факт, что глубина состава генеральщиков нынешнего Тура довольно слабая, и за спиной у словенцев и «Ineos» довольно мало многодневщиков топ-уровня.

Реальность же оказалась очень суровой: все надежды на грандиозные баталии были разбиты, в том числе и в буквальном смысле. Первая неделя Тур де Франс – это всегда безумие: две сотни гонщиков, каждый из которых полон сил и желания любой ценой проявить себя на легендарной гонке. Это всегда заканчивается массовыми завалами, которые почти никогда не обходят стороной и топ-фаворитов – случаев, когда все гранды общего зачета проезжали первую неделю без падений, травм, сходов или временных потерь, практически не было.

Однако нынешний Тур в этом плане получился беспрецедентным: первые три этапа ознаменовались огромным количеством завалов с участием топ-фаворитов, которые получали травмы и теряли время в общем зачете. Эти несчастья не обошли стороной никого из грандов, кроме Тадея Погачара. Ситуация для словенца складывалась идеально – желтая майка буквально шла ему в руки.

Но при этом сказать, что лидерство Погачара – это лишь стечение обстоятельств и следствие форс-мажоров, язык не повернется. Сначала гонщик «UAE Emirates» уверенно выиграл равнинную разделку, уже тогда показав свою огненную форму. Даже после той самой разделки на прошлом Туре, когда Тадей выдал невероятный перфоманс и перехватил желтую майку у Приможа Роглича, многие говорили о том, что тогда Погачар прыгнул выше головы и объективно его уровень как раздельщика все же немного ниже, чем могло показаться тогда. Своим выступлением на пятом этапе молодой словенец эту теорию просто растоптал.

Однако то были лишь цветочки. В субботу, на первом альпийском этапе, Погачар выдал просто космический перфоманс и сумел привезти ближайшему из конкурентов по общему зачету более трех минут! Тадей атаковал еще на первом из знаменитой связки перевалов Коль ду Ромм/Коль ду Коломбье. Поначалу попытался зацепиться за него Ричард Карапас, однако гонщик «Ineos» сумел продержаться на колесе у Погачара всего на несколько минут, после чего был отброшен, словно лишний груз для улетающей в космос ракеты.

Словенец буквально переехал катком всех своих конкурентов, но, конечно, стоит делать скидку на то, что среди его конкурентов почти не осталось полностью здоровых людей без каких-либо повреждений – целыми и невредимыми до Альп не доехал практически никто. Несколько сходов и травм топ-фаворитов – и слабая глубина состава генеральщиков, на которую никто не обращал внимание перед стартом, начала очень сильно бросаться в глаза.

Несмотря на все обстоятельства, перфоманс Погачара был просто космическим, и многие уже начали сравнивать его с самыми сильными выступлениями в горах звезд предыдущих эпох – Лэнса Армстронга, Марко Пантани, Альберто Контадора и других. Особенно много ассоциаций с легендарной атакой Армстронга на подъеме до Отакама на Туре-2000 – такая же суровая дождливая погода и доминатор, который чистой силой раздавливает всех конкурентов на первом горном этапе.

Свое превосходство над остальными Погачар продемонстрировал и на следующий день на первом горном финише в Тине. Тадей спокойно ответил на атакующие потуги все того же Карапаса, после чего играючи уехал от всех соперников, накинув им еще полминуты отставания.

Пропускной балл на подиум общего зачета нынешнего Тура в итоге может оказаться беспрецедентно низким, но это не проблема Погачара – он подошел к «Большой петле» в невероятной форме, и был бы сильнейшим даже если бы все его основные соперники были целыми и невредимыми. Теперь же на пути к победе его может остановить только форс-мажор. И сейчас вопрос лишь в том, сколько времени Тадей привезет ближайшему преследователю. За последние 30 лет рекордным является преимущество Ивана Бассо на Джиро-2006 – 9 минут и 18 секунд. И пока что все выглядит так, что при желании Погачар этот результат запросто может превзойти.

Все тактические планы «Ineos» развалились

Перед стартом Тура много внимания было приковано к «Ineos» - команда Дэйва Брэйлсфорда приехала гонку с самым сильным составом в пелотоне и сразу четырьмя претендентами на статус капитана. Многие с нетерпением ждали того, как команда будет отходить от своего привычного стиля ведения гонки и попытается разыгрывать численное большинство в борьбе против более сильных индивидуально словенских соперников.

Однако все планы «Ineos» рассыпались уже на первой неделе. Каждый из четырех потенциальных капитанов (Герэйнт Томас, Ричи Порт, Ричард Карапас и Тао Геогеган Харт) падал или, по крайней мере, терял в завалах время. Порт и Харт избежали серьезных травм, но потеряли слишком много времени, чтобы оставаться в борьбе за общий зачет. Но, будем откровенны, оба не попали в форму и на Туре разочаровывают.

Больше всего пострадал Герэйнт Томас, который изначально был главной ставкой «Ineos» в общем зачете: он получил ощутимые ушибы грудной клетки и руки, что заметно сковывает его возможности – на первых горных этапах он уже проиграл слишком много в общем зачете. Меньше всего пострадал Ричард Карапас – он не падал сам и не терял время в завалах с участием других гонщиков. Именно он сейчас является главной ставкой «Ineos», именно он после событий трех стартовых этапов выглядел главной угрозой Погачару.

Однако на первый день отдыха Карапас ушел с отставанием в 5 минут и 33 секунды от желтой майки. Эквадорец остается главным претендентом на второе место, но, конечно, ни о какой борьбе с Погачаром речь уже не идет.

Тем не менее, место на подиуме Карапасу пока что никто не гарантировал. В его пользу говорит то, что все остальные гонщики «Ineos» уже потеряли все шансы в общем зачете – команда может объединиться вокруг Ричарда и вести гонку в привычном для себя стиле: с развозами в высочайшем темпе и просевом группы. Да, скорее всего, после этого Карапас будет раз за разом нарываться на атаки Погачара и продолжит терять время относительно словенца, но для Ричарда главное – набирать в горах преимущество относительно прямых конкурентов по борьбе за подиум. А делать это ему жизненно необходимо: из всех претендентов на топ-3 у него самая слабая разделка – за исключением разве что Энрика Маса.

При этом рассчитывать на то, что весь состав «Ineos» каждый день будет в его распоряжении, со стороны Карапаса было бы глупо – уж слишком сильные и амбициозные гонщики в команде Дэйва Брэйлсфорда. И те же Томас, Геогеган Харт и Порт, когда/если оклемаются после повреждений, наверняка захотят побороться за победы на отдельных этапах.

Словенской дуэли не получилось

Несмотря на всю силу «Ineos», главной сюжетной линией нынешнего Тура должна была стать вторая серия противостояния двух словенцев – Погачара и Приможа Роглича. Но и эту сюжетную линию разрушили завалы первых дней «Большой петли». И если гонщики «Ineos» худо-бедно продолжают борьбу на Туре, то Примож Роглич уже отправился домой.

На третьем этапе капитан «Jumbo Visma» тяжело упал и проиграл в тот день 1 минуту и 21 секунду. Но хуже всего то, что при том падении он очень сильно ободрался – больше всего пострадали бедра и плечи. И было очень сложно понять, как Роглич собирается с такими повреждениями продолжать гонку. Выступление в разделке казалось хорошим симптомом: седьмое место – это, конечно, не то, на что способен Примож в оптимальной форме, но такое результат казался хорошим симптомом боеспособности.

Getty Images/Global Images Ukraine

Однако главная проблема повреждений такого типа, какие получил Роглич – в том, что они в полной мере проявляют себя не сразу, а спустя несколько дней. И к альпийским этапам Примож приехал в очень плохом состоянии. В субботу лидер «Jumbo Visma» приехал в далеком отвале с 35-минутным отставанием, после чего решил не выходить на старт воскресного этапа. Очевидно, Роглич попытается восстановиться и набрать форму к Вуэльте, хотя изначально этой гонки в его календаре не было запланировано.

Что же, словенская дуэль так и не состоялась, мы так и не узнали, какой эффект дала бы новая программа подготовки Роглича к Туру. Однако у самой «Jumbo Visma» даже после схода словенца оставались два шанса побороться за высокие места в общем зачете – это Воут Ван Арт и Йонас Вингегор.

За последние полтора года очень много говорилось о большом потенциале Ван Арта в горах – его выступления на прошлогоднем Туре и на Тиррено-Адриатико уже в нынешнем сезоне действительно впечатляли. Однако на нынешней «Большой петле» чемпион Бельгии хуже готов и в целом, и в горах в особенности. Первый горный этап со связкой Ромм/Коломбье он прошел еще относительно неплохо, проиграв группе фаворитов (где были почти все кроме Погачара) полторы минуты. Но уже в воскресенье, на девятом этапе до Тиня, Ван Арт проиграл полчаса и окончательно вылетел из числа претендентов на генеральную классификацию.

Теперь у «Jumbo Visma» остался только один шанс – это Йонас Вингегор. 24-летний датчанин за последние годы продемонстрировал свой потенциал в недельных многодневках: например, в нынешнем сезоне стал вторым на Туре Страны Басков. Однако на Гран турах Вингегор пока что является человеком без достижений: он едет свою вторую супермногодневку в карьере, а дебютную, Вуэльту-2020, завершил лишь 46-м, выступая в роли грегари все того же Роглича.

И вот волей обстоятельств он получил шанс проявить себя на «Большой петле». Будем откровенны, его соперники по борьбе за подиум не впечатляют, и для того, чтобы попасть в топ-3, может быть достаточно просто проехать все три недели стабильно.

Кто займет третье место на подиуме?

Интриги в борьбе за победу на нынешнем Туре уже нет – Погачар может проиграть только самому себя или форс-мажорным обстоятельствам. Фаворитом в борьбе за второе место называют Ричарда Карапаса, хотя эквадорец пока что показал намного больше амбиций, чем реальной силы. Но кто еще попадет на подиум? Тут претендентов после мясорубки первой недели осталось не так много, и они, будем откровенны, не впечатляют.

О Карапасе и Вингегоре уже было сказано выше, кроме них в борьбе остаются Ригоберто Уран, Энрик Мас и Вилко Келдерман. Очень сильно спутал карты Бен О’Коннор, который из отрыва выиграл девятый этап. В определенный момент австралиец даже перехватывал виртуальную желтую майку, однако в итоге ограничился продвижением на второе место в общем зачете и запасом в более чем три минуты над прямыми конкурентами. На подъеме до Тиня гонщик «Ag2r Citroen» действительно выдал очень мощный перфоманс и привез ближайшему преследователю более 5 минут. Потенциал О’Коннора в горах известен давно, однако главная проблема в том, что он никогда не отличался стабильностью – не только в рамках Гран туров, но и даже на недельных гонках. Поэтому его шансы удержаться в топ-3 выглядят очень низкими даже несмотря на 3-минутный запас.

Ригоберто Уран, кажется, свою лучшую форму оставил в июне на Туре Швейцарии. Об этом говорит хотя бы его результат в разделке на нынешней «Большой петле»: 13-е место с отставанием в 1 минуту и 8 секунд от Погачара – совсем не то, чего мы ждали после роскошной победы в Швейцарии. В горах колумбиец также выглядит бледно, и его надежда на подиум связана с тем, что он просто-напросто будет стабильнее своих конкурентов.

То же самое можно сказать и про Энрика Маса. Только есть одна проблема: из всех претендентов на топ-3 Мас хуже всех ходит разделки, и ему нужно где-то атаковать в горах. А гонщик «Movistar» пока что проводит очередную невзрачную гонку от обороны, и представить его атакующим очень сложно. Надежда лишь на восстановление – в этом компоненте он действительно смотрится лучше своих конкурентов.

Что касается Вилко Келдермана, то он пока что смотрится намного хуже, чем на прошлогодней Джиро, где замкнул топ-3. Новичок «Bora Hansgrohe» очень сильно разочаровал в разделке: 27-е место с отставанием в 1 минуту и 49 секунд от Погачара – ровно столько же, сколько и у Маса. И если уж в разделках голландец не способен зарабатывать преимущество над соперниками, то вряд ли стоит ожидать, что он будет делать это в горах. Так что даже попасть в топ-5 при таком уровне готовности Келдерману будет непросто.

Может ли вмешаться в борьбу за подиум кто-то еще? Вряд ли это будет Алексей Луценко, который все же постепенно начинает сдавать – восстановления ему явно не хватает. А вот на Пельо Бильбао стоит обратить внимание, особенно с учетом того, насколько сильно сейчас выглядит вся команда «Bahrain Victorious». Не будем сбрасывать со счетов и двух французов – Давида Году и Гийома Мартена. Именно они будут спасать Францию от провала в виде второго подряд Тура без места в топ-10 общего зачета.

Ренессанс Кэвендиша

Одной из самых красивых и увлекательных историй нынешнего сезона был ренессанс Марка Кэвендиша. И первая неделя Тур де Франс стала апогеем этой истории. Легендарный британский спринтер, которого все уже списали со счетов, и который был в шаге от завершения карьеры в конце прошлого сезона, изначально вообще не должен был ехать на «Большую петлю». Однако травма главной спринтерской ставки «Deceuninck Quick Step», Сэма Беннетта, открыла двери на Тур для Кэвендиша.

Форма Марка постоянно росла на протяжении всего нынешнего сезона, и в июне на Туре Бельгии он уже побеждал в борьбе со спринтерами экстра-класса. Все это позволяло надеяться на то, что сказка может стать реальностью, и спустя пять лет 36-летний британец снова выиграет этап Тура.

Getty Images/Global Images Ukraine

И случилось это довольно рано – уже на втором спринтерском этапе гонки. Первую спринтерскую развязку Кэвендиш был вынужден пропустить из-за того, что угодил в завал. Сумасшедшие первые дни проредили ряды не только генеральщиков, но и спринтеров. Сошел с гонки Калеб Юэн, неприятно упал вместе с ним на финише третьего этапа Петер Саган, а «Alpecin Fenix» решила сделать ставку не на победителя третьего этапа Тима Мерлира, а на Яспера Филипсена, который в чистом спринте все же немного слабее. Это связано с тем, что Мерлир в конце сезона, скорее всего, перейдет как раз в «Deceuninck Quick Step», и менеджмент «Alpecin Fenix» решил не делать ставку на человека, который одной ногой уже в другой команде – привычное явление для велоспорта. Уже в воскресенье Мерлир сошел с гонки, не выдержав испытание альпийскими перевалами, а Арно Демар до финиша добрался, но за пределами лимита времени.

В общем, конкурентное поле спринтеров Тура заметно проредилось, и это упрощало задачу Кэвендишу. Но ни в коем случае не умаляет заслуг Марка и не делает историю его камбэка менее красивой. Более того, в четверг на шестом этапе британец победил еще раз. Теперь на его счету 32 победы на этапах Тура за карьеру, а это означает начало новой красивой истории: погоней за рекордом Эдди Меркса в 34 победы на «Большой петле». Учитывая проблемы и сход многих спринтеров, шансы как минимум повторить достижение легендарного «каннибала» у Кэвендиша есть. Главное самому не сойти в горах.

Что касается борьбы за зеленую майку, то тут у Марка есть хороший запас, но Сонни Кольбрелли и Майкл Мэттьюз настроены серьезно: они ездят в отрывы на горных этапах и собирают очки на промежуточных финишах, чего Кэвендиш делать не может. Тот же Кольбрелли в сравнении с июнем немного потерял остроту финишного рывка, но отлично терпит рельеф – о чем говорить, если на королевском альпийском этапе в Тине он финишировал третьим! Дабы сохранить зеленую майку, Кэвендишу необходимо по максимуму наращивать свое преимущество на чисто спринтерских этапах.

Олег Дидух
Оцените материал
(19)
Сообщить об ошибке

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите

Настроить ленту
Настройте свою личную ленту новостей
Комментарии 0
Введите комментарий
Вы не авторизованы
Если вы хотите оставлять комментарии, пожалуйста, авторизуйтесь.